В первый день Успенского поста в Казанском храме отслужена Божественная литургия с Крестным ходом, водосвятным молебном и освящением меда

 

В первый день Успенского поста празднуется изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (по ст. ст.), две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа (по ст. ст.) Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника «происхождение» — неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в названии праздника оно заменяется или дополняется словом «изнесение».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Успенский пост — один из четырех многодневных постов Православной Церкви. Завершается он праздником, в честь которого и назван, — Успением Пресвятой Богородицы (28 августа). Этот и еще один праздник — Преображение Господне (19 августа) — создают настрой Успенского поста, напоминая нам об удивительном смирении и готовности пройти все уготованное Им, которые показали всей Своей земной жизнью Господь и Богородица. Также и мы не должны воспринимать пост как навязанное нам ограничение, но как добровольно принятое и ведущее нас к Богу действие. Успенский пост длится всего две недели — с 14 по 27 августа включительно, но при этом он такой же строгий, как и Великий. Еще одно народное название Успенского поста — «Спасовка», так как приходящиеся на конец лета праздники — происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа), Преображение Господне (19 августа) и перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа) часто называют «Спасами».

По народному календарю этот день называется Медовый Спас (также Маковый Спас, Первый Спас). Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданы только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», — из-за начала холодных рос.

В нашем храме в этот праздничный день совершена Божественная литургия, малое освящение воды и освящение меда. Поскольку на территории храма установлена копия Годеновского Креста, также состоялся торжественный Крестный ход.



 
Межсоборное присутствие
Межсоборное присутствие