19 августа — праздник Преображения Господня

 

19 августа 2017 года в праздник Преображения Господня в Казанском храме в Теплом Стане была совершена Божественная Литургия, собравшая многочисленных прихожан. Накануне праздника 18 августа отслужено Всенощное бдение.

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) — «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф. 17:1-13, Мк. 9:2-13 и Лк. 9:28-36.

Через восемь дней после торжественного исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), — пишет евангелист Лука, — Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, — это были Моисей и Илия, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, — замечает Лука и продолжает. — И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28-36). А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: „Что значит встать из гроба?“» (Мк. 9:9-10).

В народном же календаре он именуется Вторым, или Яблочным, Спасом. Заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками — основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника — «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.

Поэтому по сложившейся традиции после праздничной Литургии состоялось освящение яблок и других фруктовых плодов.



 
Межсоборное присутствие
Межсоборное присутствие