Прихожане Казанского Храма в Тёплом Стане приняли участие в Крестном ходе в дни 100-летия со дня убиения Царской семьи

 

 ЦАРСКИЕ ДНИ

Милостью Божьей нам представилась возможность побывать в Екатеринбурге с 16 по 19 июля 2018.

Примерно за месяц мы заказали трехдневный экскурсионный тур в Паломнической службе Екатеринбургской Епархии и 14-го в 23.00 вчетвером уже радостно выглядывали из вагона поезда Москва- Абакан.

И вот перед взором просторы с лесными массивами и неказистыми деревушками. Но за 29 часов или 1800 км пути нет сомнений, что страна огромная и живописная.

Вокзал Екатеринбурга блестит и сверкает – все напоминает о мундиале.

Полупустой автобус ранним жарким утром 16-го довез нас до Екатеринбургской митрополии, напротив которой кстати теперь сверкает новый стадион.

И уже в одиннадцатом часу дня мы в составе экскурсионной группы медленно, преодолевая пробки, двигались в автобусе.

   Экскурсовод Наталья напомнила нам, что город основан в 1723 году Петром Великим на берегу реки Исеть  как железоделательный завод и назван в честь Екатерины 1. Теперь это четвертый город России по численности населения, 1,5 мл человек, промышленный и деловой центр Урала.  Люди здесь живут, как позже мы убедились, очень приветливые, забавно окают, растягивая слова.  

 И вот перед нами долгожданная  цель.

 Величественный Храм- Памятник на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших, возвышающийся ныне над Екатеринбургом, теперь на Царской улице, возведен на месте мученической кончины последнего русского императора, Его Августейшей семьи и четырех верных слуг – доктора Евгения Сергеевича Боткина ( в 2016 году прославлен в лике святых РПЦ), комнатной девушки Анны Степановны Демидовой, лакея Аллозия Егоровича Труппа и повара Ивана Михайловича Харитонова.

Здесь в ночь на 4 (17 июля) 1918 года в подвале стоявшего на этом месте до 1977 года Ипатьевского особняка, построенного по последнему слову науки и техники того времени, совершилось чудовищное злодеяние. Сам инженер Ипатьев в доме практически не жил и был тесно связан с организаторами убийства. В годы Советской власти особняк собирал экскурсантов в музеи революции и атеизма, где сами палачи казни рассказывали о своих «подвигах». Десятилетиями власть старалась оправдать это преступление, но Господь всем управляет.

 В 1977 году партийное руководство Свердловской области, возглавляемое Б.Н. Ельциным, выполнило секретное постановление Политбюро ЦК КПСС о сносе Ипатьевского дома, интерес к которому возрос со стороны ЗПЦ в связи с предстоящей канонизацией Царской семьи. Дом сносили в течение трех дней, вырывая с корнем бетонные плиты.

 И вот вечером 16 июля 1989 года на пустыре, где некогда стоял ДОН ( дом особого назначения – так его называли большевики), впервые открыто прозвучали народные молитвы, а уже 18 августа 1990 года здесь воздвигнут первый деревянный крест. Важно, что инициатива  исходила  именно от простых людей, некоторые из которых были задержаны на непродолжительное время милицией за нарушение общественного порядка. Первый крест  вскоре был сломан.

 Однако 4 апреля 2000 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил на месте строительства будущего храма панихиду по Царской семье и молебен о призвании Духа Святого на доброе дело строительства.

 Экскурсовод обратила внимание именно на усилия архиепископа Викентия, который будучи на Афоне коленопреклоненно вымаливал возможность строительства храма, т.к. препятствий к этому было немало.

 23 сентября 2000 года Святейший патриарх Алексий 2 совершил закладку капсулы в стене фундамента. Со слов очевидцев храм строился очень быстро и уже 16 июля 2003 года состоялось освящение Храма-Памятника на Крови иерархами Русской Православной Церкви ( Алексий 2 был болен и не смог приехать).

 Екатеринбургский  Храм- Памятник – сложный культурно-исторический комплекс (авторы проекта- Виктор Морозов и Григорий Мазаев). Архитектура здания решена в русском византийском стиле, который характерен для храмов 19-20 веков и был любим Государем Императором Николаем 2.

 В комплексе пятикупольного сооружения шестидесяти метров в высоту два храма- Верхний храм – во  имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших и Нижний – в честь Святых Царственных Страстотерпцев.

 Верхний храм символизирует собой неугасимую лампаду. В нем иконный ряд иконостаса уникально выполнен сестрами женского Ново-Тихвинского монастыря в византийском стиле. Мы вспомнили, что в летом 1918 года именно сестры этого монастыря приносили Царственным узникам продукты питания в дом особого назначения.

  Здесь одна из святынь- старая рака, где ранее хранились мощи Св. Пр. Серафима Саровского с частицей мощей святого. Другая особо чтимая святыня – икона Божьей Матери «Троеручица». Перед ней молилась Царская Семья в последние дни жизни. Чудом уцелевшая эта святыня передана храму вдовой Тихона Николаевича Куликовского- Романова, племянника Государя, Ольгой Николаевной 10 июля 2003 года.

Буквально до 16 июля 2018 года внутри Храма-Памятника велись работы по росписи стен художницей Марией Вишняк. На этих росписях высокохудожественно представлены сцены из жизни Царственных Страстотерпцев. На наш взгляд, этот труд достоин высокой оценки.

 Второпях приложившись к Святыням Верхнего храма, мы с трепетом спускаемся вниз по лестнице и перед взором предстает дивной красоты фаянсово-фарфоровый иконостас алтаря Нижнего храма. Перед нами лики мучеников Церкви Торжествующей.

Напротив алтаря наше внимание привлекает икона Святых Царственных Страстотерпцев, написанная на Святой горе Афон.

 Но главная Святыня находится здесь в Нижнем храме – это место полуподвальной комнаты. В подобие храма Гроба Господня на месте пролития крови возвышается алтарь и совершается Литургия. Получилось также- храм в храме. Буквально перед Царскими днями   закончили работы по оформлению. Все отделано драгоценными камнями, четко выделена разметка расстрельной части. Мы склоняем колени перед этим Святым местом и молимся Царственным мученикам.

Особый интерес представляет музей  на нижнем этаже, посвященный памятным событиям.

 Не могу не отметить памятник Святым Царственным Страстотерпцам в виде семифигурной  композиции, представляющей трагический момент спуска Николая 2 и Его Семьи в подвал в ночь гибели по двадцати трем ступенькам вниз. Символично, что царствование Государя длилось 23 года, а автор композиции Татьяна Романова. Выразительная и впечатляющая скульптура.

После непродолжительного отдыха в паломнической гостинице мы вновь на лужайке перед Храмом - на - Крови на Божественной Литургии, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Народ  стоял всю службу очень плотно, объединенный в молитве любовью к Царственным Мученикам. После радостного принятия Святых Христовых Таин и окончания Литургии мы в ожидании начала Крестного хода.

И вот наконец этот долгий путь пешком, 21 км, 4,5 часа, в строго определенном темпе с Иисусовой молитвой. Буквально с первых метров я стала осознавать, что в моих ногах сил мало, но движение молитвенного строя и очень сильных духом людей меня просто срывало вперед. Надо пройти этот путь на Голгофу Царственных мучеников, ради памяти, ради преклонения перед Их страданиями! Через 10 км , когда мы уже выходили из города, я примкнула к группе крестоходцев, мужчин и женщин, держащих на руках тяжелые иконы и нараспев  поющих Иисусову молитву. Благодаря им я смогла дойти – смотрела на икону Царственных Мучеников и подпевала Иисусову молитву. Для меня, нетренированного человека, это Чудо! Пишу от своего имени, потому что каждый из нас преодолевал этот путь по-своему и пришли мы в разное время на Ганину яму.

После непродолжительного отдыха в паломнической гостинице мы вновь на лужайке перед Храмом - на - Крови на Божественной Литургии, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Народ  стоял всю службу очень плотно, объединенный в молитве любовью к Царственным Мученикам. После радостного принятия Святых Христовых Таин и окончания Литургии мы в ожидании начала Крестного хода.

И вот наконец этот долгий путь пешком, 21 км, 4,5 часа, в строго определенном темпе с Иисусовой молитвой. Буквально с первых метров я стала осознавать, что в моих ногах сил мало, но движение молитвенного строя и очень сильных духом людей меня просто срывало вперед. Надо пройти этот путь на Голгофу Царственных мучеников, ради памяти, ради преклонения перед Их страданиями! Через 10 км , когда мы уже выходили из города, я примкнула к группе крестоходцев, мужчин и женщин, держащих на руках тяжелые иконы и нараспев  поющих Иисусову молитву. Благодаря им я смогла дойти – смотрела на икону Царственных Мучеников и подпевала Иисусову молитву. Для меня, нетренированного человека, это Чудо! Пишу от своего имени, потому что каждый из нас преодолевал этот путь по-своему и пришли мы в разное время на Ганину яму.

 Замечу, что на Поросенков лог, место предполагаемого захоронения Екатеринбургских останков, никто не повернул. Народ абсолютно убежден, что продолжение злодеяния было здесь в Урочище четырех братьев ( тут росли две сосны с четырьмя стволами – сакральное зрелище), на Ганиной яме (Ганя- так называли искателя руд этого места).

 К лету 1918 года место это было заброшенным, крестьяне ближайших сел его обходили стороной, да и после цареубийства молчали все, кто что-то знал об этом злодеянии, т.к. был строжайший запрет властей. И показал место казни старый глухой старичок из деревни Коптяки, который уже ничего и никого не боялся.

В 1991 г. по благословению архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека на Ганиной яме был установлен первый Поклонный крест. 17 июля 1992 г. на место уничтожения останков Царской семьи прибыл первый архиерейский Крестный ход.

Теперь здесь райский уголок – мужской монастырь с семью дивными храмами и высоченными соснами вокруг. Место, откуда не хочется уходить и где все располагает к сердечной молитве. Алтарь храма Святых Царственных Страстотерпцев стоит на месте казни. А напротив алтарной стены – деревянный поклонный крест, сооруженный из дуба с осколками снарядов из-под Прохоровки и открытая шахта с белыми лилиями.

В храме Николая Угодника выдалось счастье приложиться к мощам преподобномученицы Елизаветы Федоровны и инокине Варвары, чудотворным иконам.

Дивны дела Твои, Господи! Уставшие, но необычайно счастливые, мы вернулись в Москву, храня в сердце радость от соприкосновения со Святыней.

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

 

 



 
Межсоборное присутствие
Межсоборное присутствие